1. Применение пневматических уплотнений
1.1 Общая информацияПневматика, раздел механики жидких сред, является наукой о поведении газов. Под пневматикой (термин произошел от греческого "пневма") подразумевается перенос энергии сжатым воздухом.Пневматические приводы и управляющие устройства, находящие все более широкое применение при механизации и автоматизации производственных процессов, состоят, в основном, из клапанов и цилиндров. |
При работе пневматического оборудования уплотнение постоянно находится под давлением воздуха. Пневматические уплотнения подразделяются на уплотнения цилиндров и уплотнения клапанов (→Рис. 6.1). Подход к классификации уплотнений клапанов по аналогии с классификацией уплотнений цилиндров нецелесообразен. Уплотнения клапанов – это специальные уплотнения для различных конструкций клапанов, изготовляемых независимыми производителями. |
1.2 Примеры примененияБазой для конструирования пневматического привода является цилиндр. Цилиндры, обычно используемые при возвратно-поступательном движении, представлены на →Рис. 6.2 и →Рис. 6.5.Цилиндр простой конструкции показан на →Рис. 6.2. Комбинированный элемент посажен на шток. Он объединяет функции уплотнения и грязесъемника. На другом конце штока закреплены полный поршень с отлитыми под давлением направляющими и уплотнение двойного действия (Pneuko G). |
Для статического уплотнения между поршнем и штоком поршень имеет прямоугольное эластомерное кольцо. Удар поршня в крайнем положении демпфируется эластомерными дисками. Иногда, особенно в малых цилиндрах, вместо эластомерных демпфирующих дисков используются поршни с привулканизированными демпфирующими выступами (NADUOP). →Рис. 6.3 показывает конструкцию цилиндра с регулируемым демпфированием. Демпфирующие уплотнения поршня установлены с двух сторон двойной чашеобразной манжеты (TDUOP), которая используется как интегральный поршень. При входе этих демпфирующих уплотнений в демпфирующий цилиндр избыточное давление снижается регулирующим контрольным клапаном. |
Кинетическая энергия поршня, штока и внешней массы, таким образом, рассеивается на расстоянии нескольких миллиметров без жесткого удара в конечном положении. При применении алюминиевых, латунных или пластмассовых цилиндров для позиционирования может также применяться двойная чашечная манжета. Датчики, расположенные на внешней стороне цилиндра, активируются стальным диском двойной чашечной манжеты и управляют распределительным клапаном через электрическую схему. |
Функции уплотнения, направляющей и грязесъемника распределены в этом цилиндре между тремя отдельными элементами. Латунная направляющая штока расположена между уплотнением и грязесъемником. Конструкция стандартного цилиндра представлена на →Рис. 6.4. Шток направляется бронзовой, пластмассовой или латунной втулкой и оснащен комбинированным элементом грязесъемник-уплотнение штока (AUNIPSL). Поршень уплотнен двумя пневматическими манжетами (NAP 300, NAP 310). Между манжетами расположена отдельная направляющая. Это либо направляющая лента из PTFE, либо литое направляющее кольцо. |
Альтернативный вариант представлен поршнями из пластика, где отдельный направляющий элемент отсутствует. Наряду с описанными поршневыми цилиндрами, для очень малых возвратно-поступательного движений существуют мембранные цилиндры. В них функцию поршня берет на себя мембрана из эластомера или пластмассы. |
|
Из большого разнообразия клапанных уплотнений выбрано несколько экземпляров, которые показаны в качестве примеров на →Рис. 6.6, →Рис. 6.7 e →Рис. 6.8. Изображение клапанов существенного упрощено, чтобы обратить внимание на принципы работы и функцию уплотнений клапанов. Изображенный на →Рис. 6.6 быстро разгружающийся клапан служит для повышения скорости поршня в цилиндре. Решающим для его работы является конструкция уплотнения в виде чашеобразной манжеты и эластичный материал уплотнения. При приложении давления на соединении P уплотнение перекрывает разгрузочный канал R, а гибкие кромки пропускают воздух к A. Если на P нет давления, и воздух возвращается через A из цилиндра назад, уплотнение перекрывает соединение P и воздух может свободно двигаться через R. |
3/2-ходовой клапан на →Рис. 6.7 имеет 2 уплотняющих элемента двойного действия, дифференциальный поршень и манжета-кольцо. Дифференциальный поршень представляет собой пластмассовый корпус, залитый под давлением эластомером, или же полностью изготовлен из полиуретана. На порог срабатывания благоприятное влияние оказывает соответствующая конструкция рабочих кромок и использование эластомеров, обладающих малым трением. За счет высокого уровня динамических нагрузок на манжету требуется эластомерный материал, имеющий высокую механическую прочность и хорошо противостоящий износу. Поэтому для этой цели используются специальные полиуретановые материалы, отвечающие указанным требованиям. |
Решающим условием для работы 5/2-ходового клапана на →Рис. 6.8 являются мембраны, посаженные на правом и левом конце толкателя клапана. Конструктивное решение мембран в комбинации с полиуретановым материалом, способным нести большие динамические нагрузки, обеспечивает безопасную работу клапана. Клапан попеременно управляется давлением пара в соединениях Y и Z и сохраняет свое положение до воздействия противоположного импульса давления. С помощью уплотнения в середине управляющего поршня объемный поток свободно подается от P к A или от P к B. |
2. Механизм уплотнения и влияющие факторы
2.1 Общая информацияПриводные функции, управление или регулирование: воздух в технике способен на многое! Сжатый и разреженный воздух может, приводя в движение цилиндр, поднимать или отводить назад заготовки и инструменты, а также с помощью клапанов регулировать запуск, остановку, направление, давление и расход. Не удивительно, что пневматика прежде всего утвердилась в технике управления и автоматизации. Уплотняющее действие в состоянии покоя и без давления обеспечивается эластомерным уплотнением за счет начального радиального контактного давления, возникающего при посадке с натягом. Уплотняемое давление накладывается на начальное контактное давление. Для уменьшения трения и износа часто используется смазка, соответствующая различным условиям: температура среды, скорость перемещения, нормальное усилие и т. д. – комплексная трибологическая система с высокими требованиями к производителю пневматических приводов. Результатом совместной работы с известными производителями пневматических элементов и исследовательскими институтами стали комбинации уплотнений и смазок, которые оптимально подходят для выполнения задач пневматических установок. Они представлены в техническом журнале Pneumatikdichtungen und Schmierstoffe ("Пневматические уплотнения и смазки"). |
2.2 Образование смазывающей пленки и геометрия уплотняющей кромкиИзвестно, что трение между двумя взаимно перемещающимися телами может быть минимизировано, если две трущиеся поверхности полностью отделены друг от друга пленкой смазочного материала. Для эластомерных уплотнений образование смазывающей пленки между уплотнением и перемещающейся поверхностью существенно зависит от: Линейная скорость и вязкость смазывающего материала большей частью заданы заранее, так что на образование смазывающей пленки может оказывать влияние только профиль распределения давления в смазывающем зазоре. Для безопасной работы перед смазкой и началом эксплуатации требуется обеспечить безупречную чистоту. Только после основательной очистки можно смазывать уплотнения и контртело. Таким образом обеспечивается равномерная смазка соприкасающихся поверхностей. |
i Рекомендация по смазке рабочей поверхности цилиндра: i Рекомендация по смазке клапанов: Гидравлические уплотнения наоборот предназначены для максимально тщательного очищения от среды. Геометрия рабочей кромки пневматических уплотнений, таким образом, существенно отличается от таковой гидравлических уплотнений (→Рис. 6.10). |
2.3 Система уплотнений2.3.1 Трибологические свойства системы уплотненийПри работе уплотняющей системы трение и износостойкость тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь зависит от рабочих параметров (температуры, давления, скорости), условий установки, геометрии уплотнений и материала, от формы поверхности и используемой смазки (→Рис. 6.11). Под трением понимают энергетические потери вследствие физического переноса энергии. В случае линейного движения оно создает препятствие движению в форме силы трения. • Адгезивная составляющая трения |
• Деформационная составляющая трения • Внутренняя составляющая трения
|
2.3.3 Монтажные пространства и подготовка поверхностиМонтажные пространства для пневматических уплотнений должны быть выполнены таким образом, чтобы уплотнение могло легко устанавливаться и при работе достигалось оптимальное уплотняющее действие. Поверхностная структура основания канавки и динамической контрповерхности имеет решающее значение для работы и износостойкости уплотняющих элементов. При характеристике качества поверхности по DIN ISO 4287 шероховатость Rmax является важнейшей величиной (→Рис. 6.18). Дополнительно доля несущего профиля tp должна быть как можно больше (от 50 до 70%). Вместо сложного параметра tp для оценки динамической контрповерхности можно использовать самостоятельные величины: глубину выравнивания Rp и среднюю шероховатость Rz. Выгодными с точки зрения износа и срока службы эластомеров являются профили с Rp/Rz <0,5 (закрытые профили). Открытые профили Rp/Rz > 0,5 приводят, наоборот, к преждевременному износу уплотнений. Эти рекомендации представляют идеальную поверхность, по которой движется уплотнение (→Рис. 6.14). Слишком "гладкая" поверхностная структура (→Рис. 6.15) имеет мало углублений на поверхности, в которых может задерживаться смазка. Вследствие этого смазка снимается с рабочей кромки, форма поверхности не способствует удержанию смазки и, остающаяся смазочная пленка не достаточна. Это приводит к повышенному износу рабочей кромки и контрповерхности. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
На →Рис. 6.13 приведены наиболее важные параметры подготовки уплотняемого места.
|
Схематическое изображение поверхностей: |
2.3.4 Уплотнения и смазка для цилиндров ISO
![]() |
|||||
Смазкаa) | Уплотняющий профиль |
Конструкцияc) | Материал | Давление макс. (MПa) |
Температура (°C) мин. до макс. |
Klübersynth AR 34-402 | ![]() |
Демпферное уплотнение DIP | 90 NBR 108 | 1,6 | –30 до 100 |
POLYLUB GLY 151 | ![]() |
Демпферное уплотнение AUDIP | 94 AU 925 | 2,5 | –30 до 90 |
BARRIERTA L 55/1b) | ![]() |
Демпферное уплотнение DIP | 75 FKM 595 | 1,6 | –5 до 150 |
Klübersynth AR 34-402 | ![]() |
Манжета NAPN |
72 NBR 708 80 NBR 709 |
1 | –20 до 100 |
Klübersynth AR 34-402 | ![]() |
Интегральный поршень с разгрузочными каналами TDUOP | 72 NBR 708 | 1,2 | –20 до 100 |
Klübersynth AR 34-402 | ![]() |
Интегральный поршень TDUOP | 72 NBR 708 | 1,2 | –20 до 100 |
Klübersynth AR 34-402 | ![]() |
Интегральный поршень с магнитом и направляющей лентой TDUOPM | 72 NBR 708 | 1,2 | –20 до 100 |
Klübersynth AR 34-402 | ![]() |
Манжета NAP 210 | 80 NBR 99079 | 1,2 | –25 до 100 |
POLYLUB GLY 151 | ![]() |
Интегральный поршень Pneuko M | 80 AU 21000 | 1,2 | –25 до 80 |
POLYLUB GLY 151 | ![]() |
Манжета NAP 310 | 80 AU 20994 | 1,2 | –35 до 80 |
BARRIERTA L 55/1b) | ![]() |
Манжета APN | 75 FKM 595 | 1 | –5 до 150 |
BARRIERTA L 55/1b) | ![]() |
Интегральный поршень Pneuko M | 75 FKM 181327 | 1,2 | –5 до 150 |
BARRIERTA L 55/1b) | ![]() |
Интегральный поршень с разгрузочными каналами TDUOP | 75 FKM 595 | 1,2 | –5 до 150 |
BARRIERTA L 55/1b) | ![]() |
Интегральный поршень TDUOP | 75 FKM 595 | 1,2 | –5 до 150 |
BARRIERTA L 55/1b) | ![]() |
Манжета NAP 210 | 75 FKM 99104 | 1,2 | –5 до 200 |
POLYLUB GLY 151 | ![]() |
Манжета NAP 300 | 80 AU 941 | 1,2 | –35 до 80 |
Klübersynth AR 34-402 | ![]() |
Комбинированный элемент NIPSL | 72 NBR 708 | 1,2 | –20 до 100 |
POLYLUB GLY 151 | ![]() |
Комбинированный элемент AUNIPSL | 94 AU 925 | 1,2 | –30 до 90 |
BARRIERTA L 55/1b) | ![]() |
Комбинированный элемент NIPSL | 75 FKM 595 | 1,2 | –5 до 150 |
a) Использование в пищевой промышленности: Klübersynth UH1 14-151/PARALIQ GTE 703– допущен Министерством сельского хозяйства США H1
b) Использование при высоких температурах
c) Указания по установке и условиям применения → Merkel Пневматические компоненты – Спектр продукции со стр. 5.0
2.3.5 Уплотнения и смазка для цилиндров короткого хода и миниатюрных цилиндров
![]() |
|||||
Смазкаa) | Уплотняющий профиль |
Конструкцияc) | Материал | Давление макс. (MПa) |
Температура (°C) мин. до макс. |
Klübersynth AR 34-402 | ![]() |
Компактное уплотнение Airzet PK | 80 NBR 245001 | 1,2 | –20 до 100 |
Klübersynth AR 34-402 | ![]() |
Компактное уплотнение KDN | 72 NBR 708 | 1 | –20 до 100 |
Klübersynth AR 34-402 | ![]() |
Интегральный поршень NADUOP | 72 NBR 708 | 1 | –20 до 100 |
BARRIERTA L 55/1b) | ![]() |
Манжета NAP 210 | 75 FKM 99104 | 1,2 | –5 до 200 |
Klübersynth AR 34-402 | ![]() |
Манжета NAP 210 | 80 NBR 99079 | 1,2 | –25 до 100 |
POLYLUB GLY 151 | ![]() |
Манжета NAP 310 | 80 AU 20994 | 1,2 | –35 до 80 |
Klübersynth AR 34-402 | ![]() |
Интегральный поршень Pneuko G | 72 NBR 708 | 1 | –20 до 100 |
POLYLUB GLY 151 | ![]() |
Интегральный поршень Pneuko M | 80 AU 21000 | 1,2 | –25 до 80 |
BARRIERTA L 55/1b) | ![]() |
Интегральный поршень Pneuko M | 75 FKM 181327 | 1,2 | –5 до 150 |
Klübersynth AR 34-402 | ![]() |
Компактное уплотнение Airzet PR | 80 NBR 245001 | 1,2 | –20 до 100 |
Klübersynth AR 34-402 | ![]() |
Комбинированный элемент NIPSL 200 | 80 NBR 4005 | 1 | –20 до 100 |
BARRIERTA L 55/1b) | ![]() |
Комбинированный элемент NIPSL 210 | 75 FKM 181327 | 1 | –5 до 150 |
POLYLUB GLY 151 | ![]() |
Комбинированный элемент NIPSL 300 | 90 AU 924 | 1 | –30 до 90 |
POLYLUB GLY 151 | ![]() |
Комбинированный элемент NIPSL 310 | 85 AU 942 | 1 | –30 до 80 |
POLYLUB GLY 151 | ![]() |
Комбинированный элемент NIPSL 320 | 75 FKM 99104 | 1,2 | –30 до 90 |
Klübersynth AR 34-402 | ![]() |
Комбинированный элемент NIPSL SF | 80 AU 941 | 1 | –20 до 100 |
BARRIERTA L 55/1b) | ![]() |
Комбинированный элемент NIPSL SF | 75 FKM 595 | 1 | –5 до 150 |
a) Использование в пищевой промышленности: Klübersynth UH1 14-151/PARALIQ GTE 703– допущен Министерством сельского хозяйства США H1
b) Использование при высоких температурах
c) Указания по установке и условиям применения → Merkel Пневматические компоненты – Спектр продукции со стр. 5.0
2.3.6 Уплотнения и смазка для клапанов
![]() |
||||||
Тип клапана |
Смазка | Уплотняющий профильa) |
Конструкция | Материал | Давление макс. (MПa) |
Температура (°C) мин. до макс. |
Ходовой клапан |
PETAMO GHY 133 N UNISILKON L 641 |
![]() |
Особые формы | 80 NBR 186349 | 1,2 | –30 до 100 |
Ходовой клапан |
PETAMO GHY 133 N UNISILKON L 641 |
Особые формы | 80 HNBR 181572 | 1,2 | –15 до 120 | |
Ходовой клапан |
PETAMO GHY 133 N UNISILKON L 641 |
Особые формы | AUa) | 1,2 | –35 до 80 | |
Ходовой клапан |
PETAMO GHY 133 N UNISILKON L 641 |
NAP 310 | AUa) | 1,2 | –35 до 80 | |
Ходовой клапан |
PETAMO GHY 133 N UNISILKON L 641 |
KDN NAP 210 Airzet |
NBRa) | 1,2 | –30 до 100 | |
Ходовой клапан |
PETAMO GHY 133 N UNISILKON L 641 |
Особые формы | AUa) | 1,2 | –35 до 80 |
a) по заказу
2.3.7 Технические характеристики изделий
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
|||||||
Смазка пневматических цилиндров | ||||||||
Klübersynth AR 34-402 | Синт. углеводородное масло или специальное кальциевое мыло | –30 до 130 | 0,90 | 400 | 40 | 265 – 295 | 2 | густая консистентная смазка для большого диапазона скоростей поршня; пониженная склонность к прилипанию и скольжению при малых скоростях поршня; равномерное движение даже после продолжительных периодов простоя |
POLYLUB GLY 151 |
минеральное/синтетическое масло углеродное масло/специальное литиевое мыло | –50 до 130 | 0,85 | 150 | 18,5 | 310 – 340 | 1 | синтетическая консистентная смазка; рекомендуется к использованию при низких температурах |
BARRIERTA L 55/1 |
PFPE/PTFE | –40 до 260 | 1,95 | 415 | 40 | 310 – 340 | 1 | густая консистентная смазка для высоких температур; хорошая устойчивость к химикатам; хорошая совместимость с большинством эластомеров и пластмасс |
Klübersynth UH1 14-151 |
Синтетическое машинное масло/ комплексное алюминиевое мыло |
–40 до 120 | 0,92 | 150 | 22 | 310 – 340 | 1 | допущено USDA H1, рекомендовано к использованию в пищевой промышленности; хорошая водостойкость и антикоррозийные свойства |
PARALIQ GTE 703 |
силиконовое масло/PTFE | –50 до 150 | 1,31 | 1.000 | 360 | 220 – 250 | 3 | допущено USDA H1, рекомендовано к использованию в пищевой промышленности; широкий диапазон температур; устойчивость к горячей и холодной воде и совместимость с EPDM |
Смазка пневматических клапанов | ||||||||
PETAMO GHY 133N |
минеральное масло/ синтетическое УВ масло/ поликарбамид |
–30 до 160 | 0,88 | 150 | 18 | 265 – 295 | 2 | густая консистентная смазка для широкого диапазона температур; сокращает трение покоя и движения; хорошая водостойкость; хорошие антикоррозийные свойства |
UNISILKON L 641 |
силиконовое масло/PTFE |
–40 до 160 | 1,25 | 75.000 | 30.000 | 300 – 320 | – | допущена USDA H1; густая консистентная смазка; особенно рекомендуется при высокой частоте переключений, большом расходе воздуха, а также при низких температурах |
a) указания по температуре применения являются ориентировочными значениями и учитывают состав смазки, цель и технологию использования. В зависимости от температуры, давления и времени в соответствии с видом механико-динамической нагрузки смазочные материалы изменяют свою консистенцию,
2.4 Сжатый воздухВ зависимости от применения в указаниях PNEUROP 6611 рекомендуются различные классы сжатого воздуха. Для критериев: в PNEUROP 6611 приводятся таблицы, в которых определены классы качества. Для предотвращения преждевременного износа клапанов, цилиндров и уплотнений примеси размером более 40 мкм должны быть отделены на фильтрах. Подготовленный сжатый воздух фильтруется, обезвоживается с применением холодной сушки (точка росы +2 °C) и затем очищается пропусканием через тонкие фильтры. Для определения качества такого сжатого воздуха часто используется обозначение "сухой и не содержащий масла сжатый воздух". |
Для специальных критических случаев применения воздух, прошедший тонкий фильтр, может подвергаться сушке еще раз в абсорбционной сушилке (точка росы от –40 °C до –60 °C ). При использовании промасленного сжатого воздуха надо обратить внимание на совместимость смазочного материала и масла, чтобы быть уверенным в образовании стабильной масляной пленки. |
3. Монтаж пневматических уплотнений
3.1 Общая информацияПеред установкой уплотняющих элементов всю систему необходимо очистить от остатков технологической обработки, опилок, грязи и прочих инородных частиц. Уплотнения при монтаже нельзя протягивать или проталкивать через острые кромки, резьбу, канавку пружины и т.п. Эти места перед монтажом нужно закрывать (→Рис. 6.20). |
Размеры можно взять из →Рис. 6.19. Кромки перехода от
|
3.2 Монтаж пневматических уплотненийПри монтаже отдельных уплотняющих элементов возможны два типа установки (→Рис. 6.21):• Ручной монтаж посадкой в неразъемные монтажные пространства (рекомендация по монтажу I). • Монтаж в разъемное пространство (рекомендация по монтажу II). |
Все кромки, которые граничат с посадочным пространством уплотнений, должны быть тщательно очищены от заусенцев, соотв. закруглены. Отдельные уплотняющие элементы, как правило, монтируются вручную без монтажных приспособлений (ручной монтаж). |
Другая возможность – это применение подходящего монтажного инструмента (→Рис. 6.25). При использовании этого метода уплотнение сначала устанавливается вручную на одну сторону канавки, а потом проталкивается штоком, пока не сядет в канавку. |
|
|
Комбинированные элементы (AUNIPSL, NIPSL), которые иногда содержат металлическую арматуру, всегда устанавливаются в аксиально доступные канавки (→Рис. 6.26). Посадка возможна без использования специальных приспособлений, и процесс установки может быть автоматизирован на поточных линиях. Пневматические интегральные поршни, состоящие из одной части, могут быть установлены в монтажную канавку вручную без помощи монтажных приспособлений (→Рис. 6.27). Пневматические интегральные поршни (TDUOP, Pneuko M) надеваются на шток и закрепляются шестигранной гайкой (→Рис. 6.29). Для большей надежности рекомендуется применение самоконтрящейся гайки или клея. |
|